.......................................................................................................ЕСЛИ ХОТИТЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ, БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ СЕЙЧАС !.......................................................................................................

7 января 2011 г.

"АВАТАР": ВОЗВРАЩЕНИЕ В РАЙ

 Знакомо ли вам имя Джеймса Кэмерона? 
Я думаю, что многие люди вряд ли знают это имя.
А если я скажу, что этот человек дал жизнь фильму «Аватар», вы на 100% мгновенно поймите, о ком я поведу наш разговор.
Успех этого фильма превзошел все ожидания, побил все кассовые рекорды и, по всеобщему мнению, стал новым словом в кинематографии. Это идеально сделанное 3D, это соединение компьютерной анимации и актерской игры, то есть в нем отразились все достижения современных технологий. Недаром режиссер ждал десять лет, пока технологии догонят авторский замысел, так как идея возникла давно, но, по словам Джеймса, для ее осуществления необходим был другой технологический уровень. И когда все срослось, мы, зрители, получили не просто очередной шедевр режиссера, а высокотехнологичную сагу. 
Зрители, как в индийских фильмах, рыдали навзрыд, число заходов на сеанс, особенно в странах восточной Азии и в Австралии, доходило до десяти, огромное эмоциональное и визуальное потрясение, которое испытывал зритель, трудно было с чем-либо сравнить. И, действительно, после выхода из кинозала оставалось ощущение, что ты побывал
в каком-то идеальном мире, в абсолютном пространстве, похожем на рай. Мы, выходившие из кинозала, ощущали себя библейскими героями, выгнанными из рая: покидание кинозала как наказание за грехопадение – вот мы вдруг в нашем реальном, далеко не совершенном и даже близко не совершенном мире наказанные и обреченные.

А когда сошла эмоциональная волна, прошло время, встал вопрос, в чем же еще сила этого полотна, кроме вышеперечисленных. Включился разум, который не вдруг, не сразу увидел те архетипы, на которых собственно и построен сюжет фильма.
Первый архетип вынесен в само название бестселлера– «АВАТАР», что значит «мессия», «спаситель», реинкарнация Божества, пришедшего в мир, чтобы спасти его от надвигающейся гибели. Второй архетип – это сам смоделированный идеальный мир, где идеальные взаимоотношения между людьми, животными и растительным миром. Также там прослеживается архетип мирового древа, мирового сознания. И архетип родового древа, древа предков, сознания предков, где обитают души ушедших людей, и которое хранит внутри себя всю родовую программу цивилизации. И через название «Аватар», и через образы аборигенов, татуированных и непривычного голубоватого цвета, как бы прослеживаются ссылки на индийскую, индейскую, африканскую культуры. А в самом названии племени «нави» мы видим  славянские языковые корни. Создается впечатление этакого микса из древних культур, переработанных современным образом.

Но, внимательно присмотревшись к сюжетной линии и к персонажам фильма, проанализировав её, начинаешь отчетливо понимать, что речь идет не об индейцах, а речь идет о нас, о нашей белой цивилизации. И основной архетип, через который строится вся ткань картины, полностью ложится на наши современные образы и архетипы, которые выплывают из культуры, родившейся в недрах христианской  мысли. Именно христианской, а не буддийской или индейской.

Что мы видим? Мы видим, как мы, цивилизация, достигшая своего технического совершенства, вторгаемся в другую цивилизацию, которая стоит в техническом плане на нулевой отметке, и, естественно, воспринимаем их как варваров, которые даже еще и не начинали своего движения по пути технической эволюции: «Это тупые дикари, они живут на деревьях. Здесь миллиарды деревьев и им есть куда переехать». Здесь сразу в глаза бросается параллель между конкистадорами и индейцами Америки. Очевидно, Кэмерон, будучи американцем, хотел этот образ засветить. Так же, как конкистадоры в поисках металла сломали и уничтожили варварскую, по их представлениям, и языческую, по сути, цивилизацию аборигенов Америки, так и будущие мы, прилетевшие за золотом нового времени – очень дорогим камешком-аналтаниумом, готовы стереть ради наживы ставшую на пути языческую цивилизацию. А то, что она языческая, режиссер не оставляет никаких сомнений: здесь все атрибуты, и главный из них – поклонение природе-матери, духам предков через древо рода, так похожее на наши печальные ивы, которые считались в нашей мифологии райскими деревьями, заброшенными зачем-то к нам на Землю и грустящими о рае. И будущие конкистадоры являются потомками тех, прошлых, и по духу и по методам. Какую цивилизацию показывает нам режиссер? Люди, прилетевшие на планету Пандора, поклоняются единственныму богу, который правит нами в нашем мире, – бог наживы, ради которого и устроена вся эта экспедиция. Барыга-предприниматель, топ-менеджер экспедиции, который за все башляет,  является главным заказчиком всей экспедиции. Очень препротивный тип, но кто он? Сразу не понятно, но когда он несколько раз вращает в руках этот за двадцать миллионов камень, то сразу ясно, куда отсылает нас Джэймс Кэмерон. Режиссер назвал его Паркером. А весь сыр-бор экспедиции именно из-за этого камня, из-за этих камней в недрах планеты, из-за их скопления под мировым древом и древом предков, которые надо уничтожить, чтобы добраться до миллиардов. Режиссер четко понимает эту идею и показывает, как в будущем она выстреливает. Из всех идей остается только идея наживы, то есть камень духа превращается в камень благополучия. Именно в этом сокровенные слова: «есть финансовые дыры, и их надо закрыть, даже, если придется  положить жизни тысяч людей».
Кто послал Паркера за обогащением в этом фильме? Какая-то корпорация, частная контора, все внешне невинно. Частная инициатива частных барыг, которых Паркер  называет «инвесторы». В нашем сознании сложилась уже определенный архетип слова «инвесторы» - боги, которые заказывают музыку. И Паркер их мессия, посланец, и он говорит, что «пославшие меня будут недовольны», их «не интересует шумиха в прессе, их интересуют дыры в финансовых отчетах». Фактически, Бог заменяется мамоной. И старая формула «кому служить, Богу или мамоне?» здесь вся целиком на стороне мамоны: «они сидят на моих бабках!». Цивилизация мамоны не видит людей и их многовековые традиции, мамоне нужны лишь бабки, деньги, чтобы решить свои проблемы – финансовые дыры. Инвесторы готовы вкладывать сумашедшие деньги в научную экспедицию, так как они уже просчитали свою выгоду, но не выгоду народа нави. Народ нави с точки зрения инвесторов являются дикарями, которые могут переселиться на другие деревья. То, что для народа нави, древо предков является самой жизнью, инвесторов не интересует. Под древом предков заложены многомиллионные состояния, за которыми и была высвобождена научная экспедиция на планету Пандора.
Столкновение цивилизаций, показанное в этом фильме,  не просто столкновение агрессивной по своей природе нашей цивилизации с неагрессивной по своей природе языческой цивилизациями. Все это воспринимается как новый крестовый поход в новые земли для обогащения и обращения в свою веру туземцев, в веру в золото и бога мамоны. Раз есть финансовые дыры, любыми путями нужно заделать эти дыры, даже, если нужно будет положить ради этого тысячи смертей тех, кого мы называем варварами, тех, кто ничего не смыслит в экономике и поклонению золоту. Такое миссионерство. Мы видим миссионерскую школу и попытки определенной группы единомышленников приобщить нас к их культуре, буквально – «завоевывать сердца и умы дикарей». На этом настаивает руководство: обратить в свою веру и тогда обойдемся без кровопролития, в противном случае, как сказал герой фильма, «их придется подвинуть»: «подвинуть» в понятии полковника – уничтожить мировое древо. Его кульминационная фраза «мы пробьем такую брешь в их наследственной памяти, что они не подойдут к этому месту ближе, чем на тысячу километров» как программная установка всей идеологии мамоны по отношению к язычникам. Тысяча километров – это тысяча лет.  Идея заработать первый миллион любыми путями, а после нас и трава не расти – это идея американского общества, которая сегодня насаждается и в наши умы.  Заработать 1 миллион, даже, если придется  в жертву положить традиции семьи и воспитание детей в гармонии и любви.  И брешь в родовой памяти пробита представителями мамоны – время тьмы на целое тысячелетие, когда-то предсказанное индейцами Америки и воспринимаемое сейчас именно так всеми её гражданами. Тысячу лет мы не помнили кто мы, откуда, кто наши предки, стараниями адептов религии мамоны не имели ни малейшего представление об устройстве мира и самого человека… Вопрос: фильм о будущем или о прошлом?

На экране мы – уже выродившаяся цивилизация, уничтожившая как свою Землю, так и свои идеалы. И главный герой говорит, что «у вас ничего не получится, вы ничего им не можете дать кроме дешевого пива и джинсов». Да, баночное пиво – вершина достижений современной цивилизации. И Кэмерон заостряет на этом наше внимание.

Дальше – больше. Кто такой Аватар и кто такой солдат-инвалид, который прибыл на планету с недвусмысленным названием Пандора? Почему он в инвалидном кресле, почему действительно он? Чуть позже по сюжету, когда на него садятся семена дерева Боддхи, мы узнаем, что он избранный, что он не случайно здесь, что его фактически прислали духи этой планеты для спасения ее же и что он мессия, что собственно в названии и зашифровано. А кто в нашей культуре мессия, спаситель? Конечно, Христос. Казалось бы, совершенно не связанные образы. Но Христос распят, обездвижен на кресте, а этот солдат обездвижен, фактически распят в инвалидной коляске. Это – новый Христос, Христос-инвалид, которому предстоит совершить свой подвиг, как и Христу после распятия. Ведь именно после распятия он освободил мир, до этого он учился, проповедовал, творил чудеса. Как Христос был послан в мир людей, чтобы спасти их от них самих, так и солдат был послан на Пандору с определенной миссией.

У Христа был предтеча Иоанн Креститель, который очистил ему путь, приготовил стезю ему. Где здесь Иоанн? В роли Иоанна выступает брат-близнец, который занимался этой научной программой, из ДНК которого и был сделан сам аватар и который, как и Креститель, был убит, правда, без отрубания головы и прочих древних ужасов, но успел приготовить все для того, чтобы мессия мог исполнить своё предназначение. По фильму они братья, и по библейскому сюжету они тоже братья. В фильме мы не видим Иоанна Крестителя, о нем только говорится, но говорится именно в евангельской парадигме христианской мессианской доктрины. Иоанн говорил: «Я крещу водою, а идущий за мной будет крестить огнем». Вода – символ очищения и образ информационных потоков. И именно этим занимался брат-близнец, создавал информационную матрицу, через которую он подключался к аватару-носителю его сознания. Но для спасения цивилизации и всей планеты был необходим воин, а не ученый-богослов, которым являлся погибший брат. И таким воином как раз и был наш солдат в инвалидном кресле: морпех, спецназовец, герой войны, умеющий только убивать. Символ огня – это и есть символ действия, и крещение огнем и есть очищение действием. Заметим, что христианская церковь так и не стала Христовой: всех и по сей день крестят водой, а не огнём. Далекой Пандоре, планетарный разум которой предвидел будущие события, нужен был именно такой герой, не ученый-теоретик, а воин. Поэтому первый евангельский ряд Иоанна Крестителя и Христа прослеживается совершенно четко: там и там они братья, там и там Иоанн подготавливает путь и погибает, а дальше вступает в действие герой-спаситель Христос, солдат-инвалид. Там – крест, здесь – инвалидная коляска. Там Христос, аутсайдер социума, никому не нужный, и здесь солдат никому не нужный с жалкой пенсией инвалида.

Второй евангельский сюжет – дева Мария, непорочное зачатие и всякое такое. Здесь роль матери Христа-аватара возложена на научного руководителя, женщину-профессора. Именно она, эта дева Мария, непорочным зачатием методом клонирования рождает аватара – существо с другой планеты, выведенное в пробирке лабораторий. Пробирка, правда, большая такая, так как сам аватар – четырехметровый гигант, но суть от этого не меняется. Она – мать этих клонов и она – мать проекта «Аватар», современная пожилая дева Мария. Как и принято в современном мире: принято рожать поздно, сначала надо сделать карьеру. Она заботится о мессии, спасает его. А что такое их бегство в закрытую зону планеты на геликоптере, носящем имя героя ветхозаветных преданий – Самсон, как не бегство в Египет? И маленькая убогая станция очень сильно смахивает на ясли. К тому же здесь присутствуют три волхва, которые пришли помочь Христу-мессии в Евангелии, и которых режиссер поставил помогать новому Христу и охранять его. Он, конечно, не выделил отдельных трех человек, а совместил образы. Три человека, помогающие переселенному аватару, – это научный сотрудник, который с его братом вел этот научный проект, женщина-пилот, управлявшая геликоптером, и еще один из лаборатории, некто Макс.

В фильме есть даже образ Святого Духа, который нисходит семенами волшебного древа, называемого Деревом Дома или Деревом Души, на самого Аватара. Эти умильные светящиеся пушинки так похожи на картинных голубков, которые рисовали художники эпохи Возрождения. Они откуда-то сверху нисходят на него, осеняя божественным светом, и его будущая спутница впадает в духовный экстаз веры в то, что он – избранный мессия.

Интересен образ, списанный режиссером со скульптуры Микеланджело, где Мария держит на коленях тело Христа – умирающего Джеймса: в картине она воспроизведена буквально точь-в-точь – прямая цитата из эпохи Возрождения.

Вся военная армада, которая присутствует в фильме, воспринимается как небесное воинство, во главе которого, как и положено, стоит полковник, прообраз Сатаны по современным требованиям, бравый вояка, хорошо знающий свое дело, закаленный в боях и победах, нисколько не сомневающийся в своей правоте, абсолютный лидер. Он обращается к своим солдатам чисто по-христиански: «мои братья и сестры». Не рядовые, не соратники, не братья по оружию, а именно – «братья и сестры». Так единожды обратился Сталин к народу, когда началась Великая Отечественная война. Тогда он сказал «братья и сестры», тем самым как бы пытаясь достать до религиозного сознания советского человека. Полковник, несомненно, архангел Люцифер, потому что архангел Люцифер изображался как дракон, а апофеоз фильма – это битва драконов и их всадников с небесным воинством самого архангела-полковника, живущего на "небесах". Но, что интересно, сам архангел называет себя драконом, так и говорит: «это папа дракон, дракон на борту». Полковник, борющийся с живыми драконами и ни коим образом не являющийся драконом, тем не менее так себя обзывает, вкладывая в понятие лишь негатив, – злобу, агрессию, жестокость. Архангел Люцифер-полковник оборачивается безжалостным железным механическим драконом-разрушителем. Аборигены Пандоры называли пришельцев «люди с неба», «небесная армия», «небесное воинство». Но если в евангельском сюжете побеждает небесное воинство во главе с Архангелом, то здесь побеждают драконы и их всадники-язычники. Сюжетная канва перевернута для остроты восприятия, но не только. Очевидно, режиссер не согласен с идеей тотального уничтожения древних рептилий и вместе с ним языческого мира и его ценностей и устоев. В то же время люди нави называют вторженцев демонами, потому драконы и побеждают полковника.

Хотя сама финальная битва полковника и аватара отсылает нас к библейскому сюжету битвы Голиафа и Давида, где полковник – железный Голиаф, вооруженный страшным, нечеловеческих размеров ножом, и слабый, маленький на его фоне Давид-аватар. Режиссер сознательно вводит эти образы как архетипы нашей цивилизации, как то, на чем цивилизация выросла и стоит. И мы на подсознательном уровне легко их считываем и воспринимаем.

Есть еще один библейский, точнее – евангельский, герой, самый главный здесь, после мессии – Иуда, которым является Паркер. Он предает Аватара.

У библейского Христа была спутница Магдалина. Здесь же аватар также встречает спутницу, которая, как и в первоисточнике, сразу же уверовала в него, уверовав в то, что он мессия, и всюду следовала за ним уже как воин. К тому же здесь режиссер делает их супругами, тем самым давая нам понять, что тамплиеровская интерпретация евангелия ему не чужда. Именно Магдалина с ним в его деянии, в его смерти, в его воскрешении, точь-в-точь как в Евангелии.

Сама смерть и воскрешение также целиком библейская. Иисус-солдат гибнет, чтобы обрести новое тело навсегда, так же, как и библейский Иисус. Тот и другой имели временное тело, библейский Иисус – тело человека, а кэмероновский – тело Аватара. И в конце обеих историй каждый получает абсолютное тело с абсолютными возможностями нового мира. Причем и в том и в другом случае происходит перенос сознания. В библейском варианте –божественной силы, в аватаровском – новейшей и не менее волшебной энергии древа предков. В Евангелии Христос выступает как сверхчеловек, буквально, как Аватар, способный на невозможное.

И еще одна параллель связана с обучением Иисуса-аватара. Это скрытое, тайное, непонятное место в Евангелии – где был Иисус от 12 до 30 лет? – здесь преподносится как указание на то, что он учился. То есть, попав в тело аватара, мессия первым делом начинает учиться элементарному: бегать, стрелять из лука, ездить на коне, летать на драконе, впитывать и усваивать культурные и религиозные обычаи людей-нави. То есть Иисус становится таким же, как народ нави, причем, лучшим из них и, в конце концов, их лидером. И, как лидер, – героем и освободителем своего нового народа.

Хотя в начале он заброшен туда как лазутчик и провокатор. Так режиссер буквально цитирует Евангелие, где Иисус говорит ученикам: «Я посылаю вас в стаю волков, будьте кротки, как овцы и хитры, как лисы». Он буквально говорит: «Я стану одним из них, они послушают меня, и я смогу их уговорить пойти за Мной во имя их же спасения». Он буквально как лазутчик рассказывает о слабых местах и укреплениях лагеря, как будто это вражий стан, выдвигает свои предложения, как можно свалить мировое древо, докладывая, что дерево стоит на трех кругах опор, и если одну уничтожить, то дерево упадет. Но по мере погружения в языческий мир и получения полного объема знаний о мироописании и мироустройстве этих «дикарей» Иисус-лазутчик превращается сначала в язычника, а потом и в борца против своих же. На что ему полковник-архангел и говорит: «Ты, сынок, реши, за кого ты, за своих или за чужих» и «Каково это, предать свою Родину?». Какая Родина Иисуса Христа? Иисус называет родиной – дом Отца Небесного, где правит Любовь и порядок. А цивилизация Земли предала порядок во имя  ценностей цивилизации, про которые он сказал, что «ценности ваши – джинсы». Так как до этого сама цивилизация уже его предала, бросив нищего и покалеченного спиваться в инвалидной коляске. Это очень интересный режиссерский ход. А надо сказать, что он же сценарист, при котором мы видим полную трансформацию человека и в Бого-человека,  того, кто борется с системой и с небесным воинством во главе с Архангелом  Михаилом. Для этого он получает абсолютную силу в образе красного дракона, который, опять же, в Евангелии описан как Дракон апокалипсиса.
В библейском евангелии большая роль уделена ученикам Иисуса, они много разговаривают, много куда-то ходят, выпивают, закусывают, не хотят платить налоги. Здесь же – экшн: эта линия упущена ради динамики. Но, тем не менее, она присутствует. Ведь главное, что говорит евангельский Иисус ученикам: «Идите проповедуйте по всем городам и вселяя Имя мое». То же самое говорит и аватар-Иисус как признанный лидер племени нави: «Идите и несите весть разным племенам, что их позвал Туруп-мак-то» – потому что мессия по-навски –Туруп-мак-то. В их прошлом было такое однажды: дракон объединил кланы во время последней «великой скорби». И они садятся на драконов и разлетаются по разным сторонам земли пандорской. Они не являются буквальными ментальными учениками. Но по главному действию проповедования евангелия они и есть – ученики-воины.
Даже библейский сюжет избиения младенцев Кэмероном найден и показан здесь как бессмысленное избиение ни в чем не повинных и безоружных людей, которые ничего не могут противопоставить ракетам.

А фразы жрицы народа нави, обращенные к аватару как к сумасшедшему, как к «ходящему во сне» – «можно ли вылечить твое безумие» и «нельзя наполнить чашу, которая полна» – это прямая цитата из Библии, где Христос говорит ученикам: «Не спите, ибо не знаете, когда приду». Старая мысль эзотерического христианства, в которой люди уподобляются спящим, – мысль о спящем сознании не пробужденном к реальности. Вообще, спящих в этом фильме много. Спит герой шесть лет, пока летит на Пандору, он же, как и другие, имеющие тело аватара, то засыпает, то просыпается в своей камере, перемещая сознание. Даже полковник кричит ему: «Да проснись ты, наконец!», предлагая, в его понимании, «реально» посмотреть на вещи, то есть принять его сторону реальности. В христианской мифологии не понятно, какая это реальность, для которой должен проснуться человек, здесь же совершенно четко и понятно, что эта реальность языческая. Это реальность, в которой мир не отделен от человека: ни мир людей (они берутся за руки), ни мир животных (они совершают обряд, прежде чем убить животное для еды), ни мир предков, к которому можно подключиться через древо фравашей. Это пробуждение в боге по древней языческой концепции – «все есть бог», который и именовался как Всебог (у народа нави Всебог назывался Эйва – мать-богиня всего), вся планета – бог, потому что дотошные ученые с земли докопались, что планета Пандора представляет из себя огромный биокомпьютер с триллионами нейронных связей через растения, людей и животных. И финальная битва как раз это и подтверждает, когда животные, получив приказ, исходящий не от людей, но от Эйвы, кинулись защищать свой мир и нанесли сокрушительное поражение воинству землян.

Ну, и самое интересно в великом фильме нашего времени – в самом названии планеты. Прямым текстом автор говорит, что это Пандора – «осыпанная всеми дарами богов», но открывшая злополучный ящик, откуда на землю вышли все беды. И в данном случае люди сами ввалились в этот ящик, сами его открыли на свою же голову. А что собственно произошло, когда открыли этот ящик космической Пандоры? Что там было в этом ящике? А было там мощное подлинное язычество, которое вырвалось наружу, ворвалось в сознание одураченных и, в общем-то, несчастных землян и трансформировало его, превратив всех, кто был способен проснуться, в язычников. То есть, Кэмерон хочет нам сказать, что наступит то время, когда произойдет обратное обращение дошедших до ручки в своем псевдохристианском заблуждении людей, и импульс нового, а на самом деле, родного языческого, сознания вернет людей к той изначальной точке, с которой они начали свое падение в лжехристианство. Он хочет нам сказать, что рай для нас не потерян. Мы изгнаны из него, но он где-то существует, и когда-нибудь мы в него вернемся. В это сложно поверить? Время покажет. 




 Уважаемые коллеги! Убедительная просьба! При копировании материалов делайте, пожалуйста ссылку на этот ресурс. Ведь мы так же как и Вы, нуждаемся в хорошем рейтинге. Спасибо !

Комментариев нет:

Отправить комментарий